Анализ отрывка стихотворения Некрасова “В дороге”

“Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи – Буду, братец, за все благодарен”. – Самому мне не весело, барин: Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть и читать – Всем дворянским манерам и шуткам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в атлас; Ела вдоволь и меду и каши. Вил вальяжный имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный,- Да, знать, счастья ей бог не судил: Не нужна-ста в дворянстве холопка! Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер…

А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу… Через месяц приехал зятек – Перебрал по ревизии души И с запашки ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила ему В чем-нибудь, али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно.

Воротил он ее на село – Знай-де место свое ты, мужичка! Взвыла девка – крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоручка! Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, – это жизнь и страдания крестьян, простого народа.

В этом произведении описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском доме, но была выдана замуж за простого мужика. Стихотворение открывается обращением рассказчика. Это путник, барин, заговоривший с ямщиком, чтобы скоротать время в дороге, что заявлено в заглавии. Он предлагает мужику позабавить его песней, рассказом, как это принято в пути. С одной стороны, это типичная ситуация, но скрытый подтекст в том, что барин хочет послушать ямщика только ради развлечения, ему в действительности не интересует его судьба.

А ямщик неожиданно начинает серьезный рассказ, который не может оставить слушателя безучастным. Следует обратить внимание на начальные слова стихотворения: “Скучно! скучно!..” Это не только дорожная скука, но “скучно” в значении “печально”, “грустно”, “безнадежно”, что относится к рассказу ямщика и к жизни народа в целом. Монолог ямщика также начинается словами “Самому мне невесело”.

И далее мужик рассказывает о судьбе своей жены. Эта девушка была воспитана в господском доме как компаньонка молодой барышни. В этой ситуации скрыт намек на один из главных конфликтов деревенского общества – противопоставление крестьян и дворни.

Дворовые слуги проиближены к господам, хорошо одеты, перенимают их манеры. Но при этом люди оторваны от земли, от своих корней, они игрушки в руках господ. Став ненужными господам, они уже не могут заниматься хозяйством, и терпят злобу и насмешки своих братьев-крестьян. Барин полностью распоряжается жизнью и бытом всех крепостных. Умер старый господин – и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной и прогресивной формой хозяйства по сравнению с барщиной. Однако крестьянам, привыкшим к последней, было трудно сразу поменять тип ведения хозяйства, и это тоже усложняло жизнь крепостных.

Проблема оброка и барщины – один из самых острых вопросов того времени. Наконец, в центре проблематики личная судьба девушки и ее мужа. Груша была игрушкой своих гопод. Вероятно, она была незаконная дочь старого барина. После смерти старого барина девушка терпит домогательства нового господина. И, наконец, ее отсылают в деревню, где она ничего не умеет делать, и помимо желания выдают замуж за мужика. Между супругами нет взаимопонимания, они чужие друг другу, у них разные интересы, разное образование, разное воспитание.

Прихоть помещика оборачивается поломаными судьбами двух людей, а по большому счету, такие прихоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян. Проблематика Некрасова продолжает проблематику Тургенева, они оба принадлежали к литературному направлению натурализма. Оба писателя обращаются к теме народной жизни, к актуальнейшим вопросам того времени. Однако в творчестве Некрасова больше трагизма, он подчеркивает остроту проблемы, призывает всех обратить на нее внимание, потому что в этом – корень бед всей русской нации. Детали: множество деталей позволяют живо представить интерьер: барский дом, шитье и вязанье; на селе – девушки в сарафанах, типичные персонажи усадьбы – учитель и кучер и т. д. Стихотворение написано в форме “монолога в монологе”.

Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль – повествование. Речь мужика изобилует простонародными элементами. Это делает речь красочной и реалистичной.

Размер – трехстопный анапест, он создает лиричное, напевное звучание под аккомпонемент стука копыт; созвучное народной речи и контрастирующее с тематикой, или наоборот – народная песня-жалоба.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Анализ отрывка стихотворения Некрасова “В дороге”

Categories: Шкільні твори