Стихотворение А. С. Пушкина “Фонтану Бахчисарайского дворца” было написано в 1824 году во время его ссылки в село Михайловское, “в дальний северный уезд”. Поэт жил один в пустом доме, в глуши псковских лесов. Пушкин мучился, вспоминал Юг, Крым. Стихотворение отражает его впечатление от посещения Бахчисарая.
В 1820 году он побывал в этом крымском городе и осмотрел ханский дворец. Перед Пушкиным открылась весьма неприглядная картина. “Вошед во дворец, – вспоминает поэт в отрывке из письма, – увидел я испорченный фонтан; из заржавой
Основной темой стихотворения является любовь воображаемых героинь поэмы “Бахчисарайский фонтан”: Или Мария и Зарема Одни счастливые мечты? Иль только сон воображенья В пустынной мгле нарисовал Свои минутные виденья, Души неясный идеал? Эти романтические образы символизируются двумя розами: Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. Речь идет о “счастливых мечтах поэта” – Марии и Зареме.
Образы двух героинь даны лишь как “сон воображенья” автора вне связи с историко-культурными проблемами. Зато в описании фонтана мы находим символ, подчеркивающий контраст двух цивилизаций. Пушкин придал своему стихотворению восточный колорит.
Отсюда не свойственный поэту украшенный, метафорический стиль, помогающий перенестись в ханский дворец и ощутить таинственное веяние прошлого. Эмоциональность произведения достигается выразительными эпитетами: “фонтан живой”, “фонтан печальный”, “неясный идеал”, “пустынная мгла”, “сон воображенья”. В стихотворении звучат философские размышления о тленности человеческих чувств, поэтому язык произведения богат старославянизмами: “немолчный”, “говор”, “хладный”, “вопрошал”, “светило”, “виденье”, “ужель”, “хвала”, “забвенно”. Произведение написано четырехстопным ямбом.
Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. В первом четверостишье рифма перекрестная. Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. Во втором четверостишье – охватная. Твоя серебряная пыль Меня кропит росою хладной: Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль… Композиционно произведение можно разбить на две части.
В первой поэт обращается к фонтану, как к символу любви. Во второй части автор переносится мыслями в далекие времена, пытаясь представить себе героинь, Марию и Зарему, в стенах Бахчисарайского дворца. Размышления о прошлом фонтана навевают грустное настроение. Благодаря мастерскому владению звуком, поэт добивается эффекта непрекращающегося, падающего потока воды: Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль…
Мы словно слышим “немолчный говор” фонтана. Напевность, плавность тона достигается за счет ассонанса Удачно сочетаются гласные и согласные звуки, часто используются сонорные звуки Величайшее мастерство Пушкина состоит в том, что этот удивительный подбор звуков сделан непринужденно, как бы незаметно; слова выбраны не по звуковому составу, а по смыслу. Читая это стихотворение, думаешь, что других каких-нибудь слов здесь и не могло быть. Для поэта важно не только нарисовать картину фонтана, но и передать ощущения, которые он в нем рождает. С этой целью Пушкин использует прием умолчания: многоточия во второй Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль… И третьей строфе Но о Марии ты молчал… Риторические вопросы и восклицания, назывные предложения придают стихотворению торжественность и откровенность. Формы глаголов первого лица и употребление личного местоимения “я” помогают почувствовать присутствие лирического героя в образе самого автора. Стихотворение относится к любовной лирике Пушкина, к жанру лирического произведения. Ключевым словом произведения является слово “люблю” . Таким образом, анализ содержательной и языковой сторон стихотворения “Фонтану Бахчисарайского дворца” позволяет нам увидеть в Пушкине великого художника слова, создавшего яркие образцы русской поэзии, глубокие по содержанию и изящные по форме.
Поэтому, вновь и вновь обращаясь к творчеству А. С. Пушкина, хочется воскликнуть: …вздохну в восторге молчаливом, Внимая звуку струн твоих.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Фонтану Бахчисарайского дворца”
- Виховний потенціал комедії “Міщанин-шляхтич”
- Людина і війна – твори на вільну тему – твори з розвитку мовлення – учнівські твори – твір
Categories: Шкільні твори