“Слово о полку Игореве” – величайший памятник древней русской литературы

Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано одно из самых гениальных произведений древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Оно является гордостью всей русской литературы. “Слово…” проникнуто большим человеческим чувством – теплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передает слова плача русских жен по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости

по поводу возвращения Игоря. Вот почему за это время оно не потеряло своего поэтического звучания, красок.

Интерес к этому произведению в наши дни возрастает. Любовь к родине сделала его бессмертным – понятным и близким всем людям, искренне любящим свою родину и свой народ. Призыв “Слова…” к защите родины, к охране мирной жизни ее народа звучит и сейчас с неослабевающей силой. Поэма вдохновлена реальными событиями русской истории. “Слово о полку Игореве” было создано вскоре после событий Игорева похода и написано под свежим впечатлением от этих событий.

Это произведение собрано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что еще было в памяти каждого человека. “Слово…” – непосредственный отклик на события Игорева похода. Оно служило призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Заслуга автора в том, что он сумел стать выше частных интересов отдельных князей, понял необходимость объединения Русской земли и выразил эту мысль в ярких и живых образах и картинах своего гениального произведения. Автор “Слова…” считал, что только сильная княжеская власть способна объединить Русь и дать отпор внешним врагам.

И поэтому он наделяет киевского князя Святослава Всеволодовича идеальными свойствами главы русских князей: он и “грозный”, и “великий”. Этот князь силен и войском, и судом, он вселяет страх пограничным с Русью странам. Образ князя Святослава воплощает собой идею сильной княжеской власти, которая способна осуществить единство Русской земли для защиты от врагов. Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, Вложите в ножны свои мечи поврежденные, Ибо лишились вы славы дедов.

Вы ведь своими крамолами Начали наводить поганых на землю Русскую На богатства Всеслава. Из-за усобицы ведь настало насилие От земли Половецкой! Но все-таки героем произведения является не какой-либо князь, а русский народ, Русская земля. И “Слово о полку Игореве” посвящено всей Русской земле в целом. Автор рисует ее обширные пространства, такие как половецкая степь, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига и многие города.

В бескрайних просторах Руси могущество героев “Слова…” приобретает необыкновенные размеры: Владимира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам киевским, галицкий Ярослав “подпер горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота”. В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: солнце тьмою заслоняет путь князю – предупреждает об опасности, Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками. Перед битвой с половцами “кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии.

Быть грому великому, пойти дождю стрелами с Дона великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется.” А после поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси. Широкий простор природы ощущается и в плаче Ярославны.

Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло. Русская земля для автора – это не только природа и города, а это еще и ее народ. В своем произведении он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря. Войско Игоря – это прежде всего русские люди.

Они идут на половцев, чтобы постоять за свою Русскую землю, не жалея своих жизней. Автор в своем произведении смог объединить и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Он призывает защищать свою родину от внешних врагов.

Это произведение сыграло большую роль в развитии древнерусской литературы, оно послужило литературным образцом для создания “Задонщины”. “Слово о полку Игореве” изучалось многими поэтами, историками. Им занимался А. Пушкин, его переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей и другие русские поэты. Это произведение переведено на все славянские и на большинство западноевропейских языков.

Значение “Слова…” особенно велико для нас еще и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности, ее народности.





“Слово о полку Игореве” – величайший памятник древней русской литературы

Categories: Шкільні твори