В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Человек на часах” лежит нравственная проблема. Это проблема человеческого долга. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, оказывается перед сложнейшим выбором. Стоя на часах у будки, он видит тонущего в ледяной воде Невы человека.
Кругом ночь. Долг человечности и людской совести зовут солдата спасти тонущего. “Непослушное сердце” – так ощущает его Постников.
Но покидать пост часовому ни в коем случае нельзя. Его ждут суровое наказание, трибунал, каторга, вплоть до расстрела. Во времена царя Николая I России в войсках были приняты такие правила.
Долг службы и страх держат солдата на месте. В итоге солдат не выдерживает, вытаскивает тонущего из воды, и, разумеется, попадается начальству.
Композиция рассказа Н. Лескова “Человек на часах” построена хронологически. Сначала это ощущения самого Постникова, стоящего перед выбором. Затем описываются дальнейшие действия его начальства.
Автор иронично пишет, как воспринимают известие о спасении человека: “Беда! Страшное несчастие постигло!”. И начинается возня карьеристов, для которых главное – не наградить спасителя, а скрыть сам случай того, что солдат покинул пост.
Художественными приемами Лескова преимущественно являются ирония, иногда сарказм.
Идея рассказа Н. Лескова “Человек на часах” – нелепость и бесчеловечность системы, которая построена на страхе и “показухе”. В такой системе живое, человеческое отступают на задний план, а главное – формальности, “вид”.
Бессовестным образом полицмейстер и подполковник, Кокошкин и Свиньин “заметают следы” подвига часового. Медаль о спасении присваивается другому человеку. Это офицер, который “засек” Постникова “на месте преступления”.
Они обманывают даже самого спасенного, который хочет помолиться за спасителя в храме.
Тема рассказа Н. Лескова “человек на часах” – тема совести, тема человечности, тема свободы, тема бездушного формализма.
Центральные образы рассказа “Человек на часах”: это образ самого Постникова, человека, верного как долгу, так и человечности. Он по-христиански смирен и терпелив, видимо, даже его фамилия выбрана автором не случайно. Постников способен жертвовать собой ради другого.
Это простой и забитый человек, он искренне считает, что “Богу и государю виноват”, отойдя от никому не нужной караульной будки и спасши человеческую жизнь.
Также интересен образ Свиньина. Это тип человека, погрязшего в формализме. Его фамилия тоже из разряда “говорящих”. Больше всего Свиньина интересуют карьера и мнение о нем начальства. Он сначала сажает Постникова в карцер, а потом приказывает наказать палками: мол, и так легко отделался.
Спасение человека он презрительно называет “гуманерией”. Свой абсурдный приказ подполковник покрывает пустословием: “нечего разводить либеральные идеи!”.
Вынужден повиноваться ему и капитан Миллер. Этот умный человек, один из окружающих его военных туполобов, уважает подвиг Постникова, может быть, больше, чем сам солдат. Но формальный долг опять-таки велит ему слушаться старших по званию, и он наказывает Постникова.
Уважение к формализму власти в конце рассказа проявляет и епископ, духовное лицо.





Related posts:
- Сочинение “Человек на часах” по рассказу Н. Лескова Когда я читал произведение Николая Лескова “Человек на часах”, то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям жизнь. Но иногда начинается перебор. Тогда правило становится важнее человека. Все стараются любой ценой его соблюдать, забыв про смысл, про других людей. Такой же абсурд происходит и в рассказе Лескова. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, бросает свою караульную будку и спасает человека, тонущего в ледяной воде Невы. Хотя […]...
- Анализ рассказа Н. Лескова “Старый гений” В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Старый гений” лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, “непреодолимое препятствие” возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу. Композиция произведения […]...
- Сочинение “Старый гений” по рассказу Н. Лескова Читая рассказ Николая Лескова “Старый гений”, я подумал: ничего не поменялось в России за двести лет. Как богатые обижали бедных, так и обижают. Как жили в роскоши наглые “мажоры”, так и живут. Как ходили бабушки к чиновникам по сто раз, так и ходят. И как полиция говорила: “ищите его сами” так и сейчас говорит. Сюжет рассказа совсем невеселый, хотя пишет автор очень смешно и иронично. Богатый франт обманул старушку, заложив […]...
- Анализ рассказа “Потомки солнца” Рассказ “Потомки солнца” опубликован в первой части хрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством “Просвещение”. В 20- 30-е годы – период к которому относится написание рассказа – и доброжелатели, и хулители Платонова говорили о его странных героях, неожиданных, оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев. Эти особенности поражают и нас, […]...
- Анализ рассказа И. С. Тургенева “Свидание” Рассказ “Свидание” относится к циклу рассказов “Записки охотника”, написанных в разное время, но объединенных тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые издан в 1850 году в журнале “Современник”. Система персонажей В рассказе три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик. Акулина. Портрет. Этот образ составляет идейный и композионный центр. Как виртуозный живописец, Тургенев в деталях подает портрет Акулины, обращая внимание не только на черты внешнего […]...
- “Как прекрасна земля, и на ней человек!” – за лірикою С. Єсеніна СЕРГІЙ ЄСЕНІН 11 клас ТВОРИ З ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ СЕРГІЙ ЄСЕНІН “Как прекрасна земля, и на ней человек!” Земля… Тепле, зелене слово, яке пахне свіжоскошеним сіном, парним молоком з-під корови, медяними пахощами зацвітаючих вишень, лагідними материнськими долонями. Що може бути чудовішим для людини і дорожчим?! Корені її ідуть у землю, і сама вона – дитя землі, вона – частинка її серця. Земля виховує в нас людину, учить жити, любити, боротися, мріяти, садити і […]...
- Анализ новеллы “Измена” из произведения Бабеля “Конармия” “Измена” – это одна из новелл, входящих в роман “Конармия”, написанный Бабелем. В этом романе описываются беспорядки в русской армии, ее бедность и бесхозность во время революции. “Мы увидели красноармейцев…, сидящих на устланных постелях, играющих в шашки и при них сестер высокого росту, гладких, стоящих у окошек и разводящих симпатию”. Бабель сам состоял в конармии, он участвовал в боевых походах, что повлекло за собой столь реалистичные описания в романе. В […]...
- Анализ стихотворения “Silentium!” Ф. И. Тютчева Пожалуй, ни одному произведению Тютчева не было дано так много противоречивых толкований, как стихотворению “Silentium”. Буквой “Г” – “глубина” – на полях издания 1886 года пометил это стихотворение Лев Толстой, имея в виду не только глубину общечеловеческого содержания, но и глубину тютчевского лиризма, выразившегося в “Silentium!”. Толстой пометил это стихотворение в “Кру-ге чтения” 30 сентября в качестве эпиграфа к размышлениям, предлагаемым читателям в тот день: “Чем уединеннее человек, тем слышнее […]...
- Анализ стихотворения И. А. Бунина “Забытый фонтан” Среди поэтов “серебряного века” мне больше нравится И. А. Бунин, потому что он выражает свои чувства, мысли, преживания очень легко и краисиво. Бунин считается самым лучшим поэтом, кторый так легко обращается с сонетами. У Бунина самой любимой формой стихотворения был сонет, и может быть поэтому его стихотворения очень легко воспринимаются слушателем. Для бунинских сонетов характерны вечные темы любви и гармонии с природой; в бунинских сонетах мы всегда заметим, как легко […]...
- Анализ стихотворения “Silentium!” О. Э. Мандельштама Во второй половине 20-х годов Мандельштам стихов не пишет, что переживает крайне тяжело. Он занимается газетной поденщиной, много и без удовольствия переводит, выпуска-ет сборник статей “О поэзии” в 1928 году, книгу автобиографической прозы “Шум времени” , повесть “Египетская марка” . Можно справедливо назвать этот период творчества поэта “молчанием”. К началу 30-х годов поэт понял, что если все против одного, то неправы – все. Мандельштам начал писать стихи и сформулировал свою […]...
- Анализ отрывка стихотворения Некрасова “В дороге” “Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи – Буду, братец, за все благодарен”. – Самому мне не весело, барин: Сокрушила злодейка жена!.. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть и читать – Всем дворянским манерам и […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Элегия” Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино – печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Средь горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть на мой […]...
- Классицизм в драматургии: анализ трагедии “Гораций” Пьера Корнеля Классицизм как тип творчества, и прежде всего как эстетическая теория, возник в XVI веке в Италии на позднем этапе развития ренессансной культуры. Эстетика классицизма более полно сформировалась в XVII веке во Франции. Поэтому для рассмотрения особенностей ее выражения мы выбрали трагедию Пьера Корнеля, как яркого представителя классицистического искусства в драматургии. Биография и творчество Пьера Корнеля Пьер Корнель – известный французский драматург, “отец французской трагедии”, апологет классицизма во французской литературе. Он […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Фонтану Бахчисарайского дворца” Стихотворение А. С. Пушкина “Фонтану Бахчисарайского дворца” было написано в 1824 году во время его ссылки в село Михайловское, “в дальний северный уезд”. Поэт жил один в пустом доме, в глуши псковских лесов. Пушкин мучился, вспоминал Юг, Крым. Стихотворение отражает его впечатление от посещения Бахчисарая. В 1820 году он побывал в этом крымском городе и осмотрел ханский дворец. Перед Пушкиным открылась весьма неприглядная картина. “Вошед во дворец, – вспоминает поэт […]...
- “Госпожа Бовари”, анализ произведения Флобера В романе “Госпожа Бовари” герои – это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа – Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и ищет новых впечатлений. Дочь фермера, она начиталась книг о красивой жизни. Эмма любит роскошь, красивые вещи, блистательные приемы, но все это не по средствам для ее мужа. Она изнывает от скуки и тоски и мечтает о галантных мужчинах. Эмма искусно притворяется, что любит мужа, но […]...
- Сочинение-рассуждение на тему “Деньги в нашей жизни Когда-то перед человеком встала проблема. Как измерять ценности материального мира? Как оценить труд и стоимость вклада человека в общее благосостояние? Тогда человек изобрел деньги. Как и большинство человеческих изобретений, деньги – это великое благо и зло одновременно. Сначала рассмотрим их положительные черты. С помощью денег человек может обеспечить себя жильем, едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Ему не нужно все делать самому. Так, программист выполняет свою работу, которая ему по […]...
- Характеристика образа Гринева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Петр Гринев – один из главных героев повести Пушкина “Капитанская дочка”. Он выступает в роли мудрого и уже зрелого рассказчика, который повествует о годах своей юности. Но мемуары Гринева касаются не только его лично, но и важного исторического события – крестьянского восстания. Зная его предводителя Емельяна Пугачева, Гринев решил составить правдивый портрет этого человека. Автор тщательно продумал образ своего героя. Мемуарист Гринев – дворянин по происхождению, добрый и благородный человек. […]...
- Сочинение на тему: “Мое отношение к “хамелеонам” На уроке зарубежной литературы мы познакомились с творчеством Антона Чехова. Мне очень понравилось его произведение “Хамелеон”. Я решила написать о своем отношении к “хамелеонам”. Русского писателя Антона Чехова называют великим мастером маленьких сочинений. “Краткость – сестра таланта” – говорив он. Чехов короткими штришками наносила на полотно образы, потому что надеялся, что творческий читатель возьмет кисточку, краски и дорисует эту картину сам. Теперь о моем отношении к “хамелеонам”… Наверное, каждый человек […]...
- Сочинение на тему “Герой нашего времени” Прочитав произведение Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”, я сначала удивился. Почему автор в заголовке назвал Печорина героем? Честно говоря, совсем он не герой. Никаких героических поступков он не совершал. Да, он храбр, но мало полезного для других, да и для него самого, вышло из этого. Убил на дуэли друга, похитил, а потом разлюбил девушку Бэлу, задерживал убийцу. Печорин проявил немало смелости, но героем его не назовешь. Потом я понял, что […]...
- Твір: Герои Шолохова Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и репрессий. Его обвиняли в плагиате, […]...
- Какие мысли и чувства пробудил во мне роман Достоевского “Преступление и наказание” Роман “Преступление и наказание” – первая книга Достоевского, прочитанная мной. После прочтения книги, я поняла, насколько мудрым и умным человеком был Федор Михайлович Достоевский. Несмотря на то, что Достоевский был из высшего сословия, он знал жизнь простых людей не по наслышке и прекрасно понимал их. В своем романе он пишет о бедных и беспомощных людях, об их безисходности, о нищите, и о тех многочисленных проблемах, которые окружают их. Я думаю, […]...
- Краса людини-воїна за поемою “Прометей” АНДРІЙ МАЛИШКО 8 клас АНДРІЙ МАЛИШКО Велика Вітчизняна війна пройшла грозовою хмарою над нашою землею, руйнуючи, спалюючи і вбиваючи. Народ, проявляючи нечуваний героїзм, піднявся проти підступного ворога. Народний подвиг назавжди лишився в пам’яті вдячних нащадків. …Жорстокий нерівний бій, в якому молодий солдат був тяжко поранений, забрав у нього двох старших товаришів. Самого солдата знайшов сільський хлопчина. Хоч у селі незабаром повинні були з’явитись німці, і людей було б покарано за переховування воїна-розвідника, […]...
- Конан Дойл и его литературные герои Писатель Конан Дойл, чьи вымышленные герои были лучше известны среднему англичанину, чем любые другие, кроме шекспировских, жил какое – то время в Девоншир-Терас и именно там появились первые рассказы, в которых Шерлок Холмс завоевал мировую славу, ибо Холмс по популярности оставил позади даже самых известных героев Диккенса. Г. К. Честертон однажды сказал, что, если бы рассказы о Холмсе писал Диккенс, у него каждый персонаж получился бы таким же живым, как […]...
- Образ організатора й керівника самочинних дій селян у творі “Салдатики!” – ІІ варіант ВОЛОДИМИР ВИННИЧЕНКО 10 клас ТВОРИ З УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ ВОЛОДИМИР ВИННИЧЕНКО Образ організатора й керівника самочинних дій селян у творі “Салдатики!” ІІ варіант В. Винниченко належить до письменників XX ст. Його збірка “Краса і сила” побачила світ у 1906 році. На цей час Російська імперія вже пережила революцію 1905 року. То тут то там вибухали селянські погроми. Це поки що були поодинокі вибухи, але вони готували грунт для майбутніх подій 1917 року. Оповідання […]...
- Хліб – усьому голова – ІІІ варіант – ВОЛОДИМИР БРОВЧЕНКО ТВОРИ З УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ Хліб – усьому голова III варіант Хліб – це основа життя людини, а хлібороб – найпочесніша професія для неї. Хліб є святинею для кожної трудящої людини. Недарма здавна хлібину робили круглою, наче сонце. В поезії “Недожата нива” розповідається про те, як під час Другої світової війни солдат, який в мирному житті був хліборобом, не від Почив перед боєм. Він не зміг залишити поле без жатви. І […]...
- “Мысль народная” в “Войне и мире” Роман “Война и мир” был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше понимал, что нельзя написать этот роман, не рассказав как о самом восстании, так и о войне 1812 года. Так замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. “Война и мир” – это повествование о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 […]...
- Бронзовий солдат Бронзовий солдат Відлитий з металу солдат застиг на гранітному постаменті, встановленому на високому кургані. Його зображення ми бачимо на картині видатного художника О. О. Широкова “Безіменний герой”. Олексій Олександрович Широков – автор багатьох художніх полотен, та найбільше його хвилювали події Великої Вітчизняної війни. Зображено пам’ятник так, що наче сама історія вихопила його з бою і поставила на сторожі миру. Він застиг навіки, щоб постійно нагадувати людям про страхіття війни, про […]...
- Изображение деревни в романе Ф. А. Абрамова “Братья и сестры” Федор Александрович Абрамов родился в 1920 году на Пинеге, в деревне Верколе Архангельской области. С родной северной землей он связан не только биографией: здесь он начинал свою трудовую жизнь, эту землю он защищал на фронте под Ленинградом, сюда его привезли раненного после госпиталей – с этой землей он связан и своим творчеством, своими книгами. Закончив в 1948 году филологический факультет Ленинградского университета, затем аспирантуру, Ф. Абрамов работает доцентом и завкафедрой […]...
- Сочинение-рассуждение на тему “Бедность” Когда нам задали написать сочинение на тему “Бедность”, я задумался. А что же такое бедность? На первый взгляд, слово кажется настолько простым и понятным, что его значение не вызывает сомнений. На поверку же оказывается иначе. Бедность, как показатель материального благосостояния человека – только одно из значений слова. Во-первых, бедность бывает разной: материальная, духовная, бедность природных ресурсов. У большинства людей бедность ассоциируется с недостатком самого необходимого и поэтому вызывает негативные эмоции, […]...
- Проблематика пьесы М. Горького “На дне” В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив […]...
- Ламинирование документов, как неотъемлемая часть процесса обучения Процесс обучения – важный этап в жизни каждого из нас. Мы не должны пренебрегать им, стараясь заниматься всем, только б не учебой. Представленные знания обязательно пригодятся нам в дальнейшей жизни. Тем более, современный процесс обучения настолько интересен и модернизирован, что может привлечь внимание каждого. Обратите внимание на качество обучения. Теперь в каждом классе есть возможность демонстрировать весь учебный материал наглядно. Проекторы, экраны, телевизоры и компьютеры воспроизводят яркие и красочные изображения. […]...
- Характеристика образа Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” Александра Пушкина – это трогательная история любви скучающего, эксцентричного молодого человека Евгения и простой, чистой девушки Татьяны. Пушкин сопоставляет эти два образа, причем видно, что авторская симпатия на стороне девушки. Татьяна Ларина – провинциальная девушка, простая и добрая. Росла она в достаточно просторном поместье, рядом с которым расположен красивый парк. Ее семья обладала небольшим земельным угодьем, имела в подчинении около 200 крепостных. Но чувства самодовольства у Татьяны […]...
- Мій улюблений герой Василь Тьоркін У книги О. Твардовського “Василь Тьоркін” дивна і щаслива доля. Герой цієї поеми Василь Тьоркін знайомий буквально усім, сприймається як реально існуюча людина. Простий солдат Василь Тьоркін – це збірний образ Воїна. У ньому втілені кращі риси народу, що особливо проявилися в роки тяжких випробувань: мужність, героїзм, кмітливість, спритність, скромність, оптимізм. Любов до Батьківщини – одна з головних рис характеру Тьоркіна. Він любив свій край і розумів, що люди його […]...
- Чого навчає наших сучасників комедія Карпенка-Карого “Хазяїн”? Темою твору “Хазяїн” І. Карпенка-Карого є зображення життя пореформеного села в умовах кризової соціальної диференціації. За словами самого автора, він “творив свою п’єсу як злу сатиру на чоловічу любов до користолюбства, без жодної іншої мети”, хоча це зовсім не означає ні ненависті, ні зневаги автора до цієї користолюбної людини. Головним героєм твору є Терентій Гаврилович Пузир, який має дуже великий маєток. Ми бачимо, що Пузир – людина сильна, працьовита, але […]...
- Оспівування визвольної боротьби у поемі Дж. Байрона “Паломництво Чайльд Гарольда” Романтична поема “Паломництво Чайльд Гарольда” – один з найкращих здобутків лірико-романтичного напряму в літературі. В основі поеми лежить ліричний щоденник самого поета. Образ героя, якого Байрон спочатку хотів назвати Бюрюном, відбивав майже везамасковані автобіографічні риси. Чайльд Гарольд відчуває велике розчарування в навколишньому, безпросвітний сум, утому й пересиченість. Конфлікт його з усім існуючим непримиренний, але він не втручається в хід подій, усвідомлює себе жертвою долі. У песимізмі та розчаруванні Гарольда знайшли […]...
- Публічність у романі Н. Г. Чернишевського “Що робити?” Чернишевський, ув’язнений у Петропавловскую міцність, ставшиший жертвою царської сваволі, не впав духом. У міцності їм був задуман і написаний ряд книг, у тому числі й знаменитий роман “Що делать?”, що став програмою дії для декількох поколінь революціонерів. Роман був початий у грудні 1862 року й закінчений через 4 місяці. Герої роману – творці нових відносінь між людьми, носії нової моралі. Ці “нові люди” знають, що їм потрібно робити, і вміють […]...
- “За нить щастя” – ліричний гімн коханню І. Олесь Гончар – майстер психологічного портрета. ІІ. Непереборна сила кохання. 1. Сашко Діденко – солдат-визволитель. 2. Зустріч, що змінила долю. 3. Ціна миттєвості щастя. ІІІ. Закохані в новелі “За мить щастя” – заручники обставин....
- Ліричне “я” Анни Ахматової Меня, как реку, Суровая эпоха повернула… А. Ахматова Великий російський поет Анна Ахматова володіла таємною внутрішньою гармонією. Уній усе було значуще – і карбована, скульптурна зовнішність, і духовний світ. Ахматовій чимало дісталося в житті: розставання, втрати близьких, в’язниці і табори, що випали на долю чоловіка і єдиного сина, наклепи, хвороби. Але висока воля душі допомогла їй не згинатися під будь-якими вітрами образ і несправедливостей. Уже перш;: її книга, “Вечір”, що […]...
- Сравнительная характеристика поэм М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и “Демон” Основной конфликт творчества Лермонтова строится на противопоставлении образов “неба” и земли”. Контрастные отношения к миру проступают в поэмах “Демон” и “Мцыри”. Это видно если сопоставить анализ пейзажа и его идейно-художественных функций. Можно выявить несколько моментов, сближающих эти поэмы и дающих возможность рассматривать Демона и Мцыри в качестве вариантов одного типа героя, сохраняющего связь с демоническим мироощущением. В этих поэмах много места и значения занимает описание кавказской природы. Бросается в глаза […]...
- Образ організатора й керівника самочинних дій селян у творі “Салдатики!” – І варіант ВОЛОДИМИР ВИННИЧЕНКО 10 клас ТВОРИ З УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ ВОЛОДИМИР ВИННИЧЕНКО Образ організатора й керівника самочинних дій селян у творі “Салдатики!” І варіант В. Винниченко зарекомендував себе як талановитий письменник вже з першої своєї збірки оповідань “Краса і сила”. Він стає літописцем свого часу. Його увагу привертають кардинальні зрушення у свідомості селянства, що досі було покірним і мовчазним, а тепер піднімає повстання, забирає землю та хліб у панів. Таку ситуацію зображує він в […]...
Categories: Шкільні твори